История порту. Древние порты, поглощенные морем Подводные археологические исследования в Несебыре

Гераклион - город легенд, затонувший город-порт, находящийся в 6,5 километрах от береговой линии. Город был основан около восьмого века до нашей эры и скрылся в глубинах Средиземного моря в восьмом веке нашей эры.
До основания Александрии в 331 году до н.э. город знал славные времена в качестве главного морского порта в устье Нила, встречавшего корабли, направляющиеся в Египет



Его жители благодаря контактам с иностранными купцами и моряками, которые часто посещали город по дороге в Египет, были образованными людьми. Главный храм города был посвящен богу Амону.
В первом веке до н.э. произошло сильное землетрясение, которое сравняло с землей дома, потопило корабли в гавани, убило большинство жителей города, вынудив остальных спасаться бегством, оставив все ценное имущество.


На протяжении двух тысячелетий руины города, скрытые от посторонних глаз наносами ила и десятью метрами воды, лежали в 3 километрах от побережья Александрии в бухте Абукир.
Но прошлым летом французский археолог Франк Годьо объявил, что он обнаружил останки города, которые, по его мнению, относятся к Гераклиону: черную гранитную плиту или стелу, на которой написано слово «Гераклион», останки десяти кораблей в бывшей гавани, а также тысячи других предметов, включая драгоценности, монеты, вазы и личные вещи.


Надпись на основании стелы удостоверяет, что эта плита должна была быть воздвигнута в «Гераклеоне-Тронисе (Herakleion-Thonis)». Это первое ясное доказательство того, что обнаруженный город является полумифическим до сих пор Гераклионом.

Одним из первых был найден великий храм Гераклиона.
Остатки толстых каменных стен указывают на границу его территории. Рядом с разрушенными стенами археологи нашли три огромных статуи из розового гранита, которые предположительно были повержены в ходе землетрясения. Две статуи изображают до сих пор неизвестного фараона и его жену. Третья статую - Хапи, египетского бога разлива Нила.


Бронзовая статуя Осириса

Внутри храма находится монументальная гробница из розового гранита, покрытая иероглифами. Ее верхняя часть до сих пор представляет трудности для прочтения, однако предварительный перевод текстов, помещенных на нижних частях показывает, что это, несомненно, храм Гераклиона. Ряд ученых, в том числе Манфред Клаусс из Франкфуртского университета, полагает, что окончательная расшифровка надписей на гробнице даст еще больше

Клеопатра II в одеждах богини Исиды

Еще большее впечатление производит двухметровая черная гранитная стела - почти полная копия стелы, найденной в 1899 г. в Нократже. Это первый случай дублирования стел в египтологии. Стела из Нократжа, которая сейчас находится в египетском музее в Каире, несет на себе текст указа фараона Ноктанебуса Первого, основателя 30-й династии, который вступил на престол в ноябре 380 г до н.э. Этим указом вводился 10-процентный налог на греческих ремесленников и товары в Нократже и Тонисе, который должен был направляться на строительство храма богине Нейт.

Текст заканчивается словами: «И сказал его Величество: «Пусть это будет высечено на стеле, воздвигнутой в Нократже, на берегу канала Ану». Найденная стела не отличается от первой ничем, за исключением последнего предложения, в котором говорится: «И сказал его Величество: «Пусть это будет высечено на стеле, установленной на входе в греческое море в Гераклионе-Тонисе».

Колоссальная статуя красного гранита (5,4 м) бога Хапи, который украшал храм Гераклеона. Бог разлива Нила, символ изобилия и плодородия.

Среди находок - золотые серьги, браслеты, шпильки, кольца, гребни, Красивый греческий кубок, покрытый глазурью, курительница для ароматических веществ, сотни монет. У всех у них только слегка поцарапана поверхность. И это только начало - основные раскопки (если это понятие может быть применено к археологической работе под водой) - впереди.

Бронзовая статуя фараона 26 династии

Водолазы и исследователи нашли 64 египетских корабля, построенных между восьмым и вторым веками до нашей эры. Многие из кораблей, возможно, были потоплены, так как они были найдены прекрасно сохранившимися на морском дне. Исследователи считают, что это кладбище кораблей представляет собой самую крупную морскую коллекцию древнего мира.


Тиуанако, или Тиагуанако - руины загадочного древнего города, который расположен в Андах на высоте около 4000 метров. Это место находится в 19 километрах от красивейшего озера Южной Америки - Титикака. С ним, как полагают ученые, и связаны тайны этого древнего индейского города. Впрочем, индейского ли? Но, обо всем по порядку. Начнем с озера.

Титикака - очень красивое пресноводное озеро площадью 8 370 кв. км. (для сравнения площадь Онежского озера равна 9 700 кв. км.). Расположено оно на плоскогорье Альтиплано на границе Перу и Боливии на высоте 3800 метров и даже является судоходным. Геологи обнаружили весьма интересные факты из жизни этого озера. Оказывается, в прошлом эта территория располагалась гораздо ниже, а озеро было морским заливом. Об этом свидетельствуют следы морского прибоя на скальных берегах, а также необычная фауна водоема. Высокогорное пресное озеро, находящееся в 250 километрах от Тихого океана и не имеющее связи с ним посредством рек, населяют преимущественно морские виды рыб и ракообразных. Исследователи предполагают, что в прошлом здесь произошла страшная геологическая катастрофа, вызвавшая резкое поднятие этого участка суши. В мифологии инков по этому поводу также имеются легенды, повествующие о страшном наводнении, обрушившемся на мир.


На фото: панорама храма Каласасайя в Тиуанако

Об этом свидетельствуют и остатки города Тиуанако, который, как полагают исследователи, ранее был крупным морским портом и находился на берегу озера Титикака. О случившейся страшной катастрофе говорят и останки людей, найденные вместе с домашними предметами, обломками строений и прочими вовсе не характерными для традиционных захоронений предметами. А ряд городских построек напоминает морскую набережную. Этот город был центром одноименной андской цивилизации. То, что от него осталось, вызывает у исследователей больше вопросов, нежели дает ответов. Время постройки древнего сооружения точно не определено, да и внутри города встречаются строения разного возраста. По всей вероятности, город строился, достраивался и перестраивался не одно тысячелетие. Некоторые исследователи считают, что самые древние части Тиуанако были построены в 200 годах до нашей эры, а поздние сооружения датируются 600-1000 годами нашей эры.

На фото: Врата Солнца

Более древние постройки заметно отличаются от новейших сооружений. Это, например, Врата Солнца и Храм Каласасайя. Они сложены гигантскими плитами с идеально ровными краями, которые с поразительной точностью подогнаны друг к другу. Многие исследователи сомневаются в том, что все это было построено цивилизацией индейцев. Скорее всего, это древние остатки города более высокоразвитой, неизвестной науке цивилизации. А пришедшие сюда индейцы просто использовали сохранившиеся фундаменты и участки строений, со временем достроив их.

О том, что Тиуанако, и озеро Титикака тесно связаны между собой говорит и относительно недавняя находка на дне озера. В 2000 году здесь был обнаружен подводный храм, к которому ведут каменные ступени, а его возраст датируется примерно 500 годом нашей эры. Более того, ступени ведут к высокогорной тропе на суше. Храм имеет размеры 50 на 200 метров, а около него находится земледельческая терраса. Расположение храма на дне озера также вызывает массу вопросов и пока не находит вразумительного объяснения.


На фото: стена храма Каласасайя, выложенная идеально ровными блоками

Руины города Тиуанако причислены к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО. Исследования озера Титикака и связанного с ним древнего города продолжаются. И нет никаких сомнений, в том, что здесь еще будет найдено немало интересного, связанного с древними цивилизациями нашей планеты.

Порту – второй по величине город в Португалии, а также важный экономический, промышленный и культурный центр страны. Город расположен в северо-западной части Пиренейского полуострова, в 270 км к северу от Лиссабона, в устье реки Дору и всего в нескольких километрах от Атлантического океана. Порту часто называют «северной столицей» Португалии.

Древние времена

История современного Порту ведет свое начало с давних времен, когда Пиренейский полуостров был оккупирован римлянами, и насчитывает уже более двух тысяч лет. В те времена город назывался Portus Kale и был достаточно крупным торговым портом империи.

После распада Римской империи в Порту господствовали свевы, а с 585 года – вестготы. В 711 году, во время арабского вторжения на Пиренейский полуостров, Порту одним из первых был захвачен маврами. В 868 году военачальник и вассал короля Астурии Альфонсо III Великого Вимара Переш отправился отвоевывать оккупированные маврами земли. После освобождения области между реками Миньо и Дору (в том числе и города Порту) с разрешения Альфонсо III Вимара Переш основал и возглавил здесь графство Condado de Portucale, от которого и произошло впоследствии название «Португалия».

Средние века

В 1387 году в Порту состоялось бракосочетание короля Португалии Жуана I и дочери английского герцога Джона Гонта Филиппы Ланкастерской, закрепившее в так называемом «Виндзорском договоре» подписанный еще в 1373 году англо-португальский договор. Действующий и в наши дни Англо-португальский альянс является старейшим военным альянсом в мировой истории.

В 14-15 веках Порту стал одним из крупнейших судостроительных центров Португалии. В начале 15-го века по инициативе португальского инфанта Генриха Мореплавателя (сына короля Жуана I) из Порту был организован ряд экспедиций на юг вдоль западноафриканского побережья, которые, собственно, и заложили основы морского и колониального могущества Португалии, а также положили начало эпохе «Великих географических открытий».

Новое время

В 1809 году Порту основательно пострадал в ходе вторжения войск Наполеона Бонапарта в Португалию, а уже в 1820 году стал одним из центров Португальской революции, которая привела к принятию в 1822 году либеральной конституции и последующим гражданским войнам между приверженцами абсолютной и конституционной монархий. Важную роль город сыграл в упразднившей монархию революции 1910 года, а также в революции 1974 года, в результате которой произошло окончательное становление демократии в Португалии.

В 1996 году исторический центр Порту был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня Порту – один из самых колоритных городов Европы, в архитектурном облике которого так гармонично сочетаются различные стили – романский, готика, ренессанс, барокко, неоклассика и модерн.

Профессор Парижского университета в Сорбонне Пьер Талле рассказал изданию Haaretz (Israel), что в 2013 году в Египте, на берегу Красного моря, в районе Вади аль-Джарф, археологи обнаружили порт, который, по оценкам специалистов, построили 4600 лет назад. Порт, по всей вероятности, служил для доставки материалов на строительство Великой пирамиды в Гизе (пирамида Хеопса). Группа Пьера Талле нашла эту древнюю гавань недалеко от обнаруженного ими же огромного архива папирусов, который является самым древним из всех известных хранилищ. Небольшая часть этих находок была выставлена в египетском музее Каира летом 2016 года.

Папирусы были созданы во времена правления второго фараона IV династии Древнего царства Египта Хуфу, известного также как Хеопс (2580 - 2550 гг. до н.э.). Они описывают структуру государства, повседневную жизнь строителей пирамид, а процесс доставки строительного материала из порта в Гизу. Древние документы очень хорошо сохранились: длина некоторых листов достигает целого метра. Находка окончательно опровергает наивные рассказы об использовании таинственных технологий, недоступных современному человеку.

Кроме того, в архиве лежали учётные записи - таблицы, отображающие ежедневные или ежемесячные поставки продуктов питания из разных мест, в том числе и дельты Нила. В основном перевозили хлеб и пиво для портовых рабочих. Так как гавань находится далеко от Гизы, то, скорее всего, в неё заходили корабли, гружённые медью и минералами, из которых изготавливали строительные инструменты.

Пьер Талле считает, что открытый порт даёт представление о том, как Хеопс правил, распоряжался и организовывал своих подчинённых почти 5 тыс. лет назад. Фараон был не только великим строителем пирамид, но и купцом, ведь древние египтяне торговали во всех прибрежных городах Красного и Средиземного морей. Древний Египет неразрывно связан с корабельным ремеслом, парусные лодки могли проходить в день до 80 километров и использовались не только для торговли, но и для военных действий.

Под волнами, омывающими побережье Вади аль-Джарф, археологи обнаружили монументальный пирс длиной 200 метров, построенный из больших известняковых блоков. Видимо, он служил ещё и волнорезом, обеспечивая тихую безопасную гавань для пришвартованных судов. Среди находок также 22 корабельных якоря, рядом с которыми лежало несколько больших сосудов и размещались гончарные печи. Недалеко от причала учёные нашли остатки довольно крупных каменных зданий (30 метров в длину, 8-12 метров в ширину).

Талле поделился с Haaretz соображениями, что, скорее всего, здания были складами еды и материалов для рабочих, ночлегом для моряков, а также административными центрами, которые отвечали за работу порта. Рядом с ними раскопали 99 каменных якорей с красными надписями - названиями кораблей, к некоторым якорям даже были привязаны сохранившиеся верёвки. Впечатляющая организация для столь древней эпохи!

Хеопса всегда считали суровым надсмотрщиком, заставлявшим египтян отдавать 20 лет своей жизни на таскание глыб для пирамиды, которую фараон строил для своего собственного возвеличивания. Древнегреческий историк Геродот писал, что Хеопс нанял так много рабочих, что просто держать их на редьке и луке стоило 1600 серебряных талантов (талант - это древняя мера веса, 1 талант равен примерно 30 килограммам), то есть около 48 тыс. килограмм серебра.

Однако современные египтологи сомневаются в «чёрных легендах о Хеопсе» и считают, что Геродот завысил необходимое количество строителей пирамид. По словам Пьера Талле, последние расчёты показали, что на самом деле для строительства нужно 5 тыс. человек или, если учитывать людей, которые доставляли сырьё в Гизу, не больше 15 тыс. человек. Ещё одним заблуждением является то, что на стройке к египтянам относились как к рабам. В действительности же они являлись свободными ремесленниками, служившими при царской администрации, и были, судя по записям на найденных папирусах, достаточно привилегированными особами.

В августе по телевидению озвучили ещё одну археологическую сенсацию. В устье реки Дон у хутора Донского Азовского района обнаружен древнегреческий порт.

Забежим наперёд. На месте предполагаемого античного порта две недели проводились исследования с помощью аквалангистов. Что именно нашли они и какие выводы сделали археологи, остаётся загадкой.

Случайные находки

В данном месте ходят корабли, баржи, поднимая волну, которая в свою очередь выносит на берег интересную керамику и старинные монеты. Изучая случайные находки на берегу, археологи предположили, что здесь вполне мог находиться древнегреческий порт. Хорошее месторасположение, глубина реки позволяет проходить суднам с большим водоизмещением.

После проведения геофизической разведки в устье реки обнаружены интересные отклонения, указывающие, что под водой имеются фрагменты неизвестных ранее строений. Именно поэтому первоначально место решили исследовать с помощью аквалангистов.

Итог первых исследований

Водолазы для исследования дна приехали из Москвы, началась интересная трудоёмкая работа по сбору со дна предметов. Действительно обнаружены множественные руины строений, керамика и скифское псалие, первоначально принятое за дверную ручку.

Более точные результаты исследований пока неизвестны. Возможно, чтобы не привлекать к интересной находке внимание черных археологов.

Гипотеза археологов

Главным аргументом в пользу древнегреческого порта служит судоходность данного места. По мнению учёных возле самого Азака находилось мелководье, а значит, большие корабли не могли подойти к берегу. То есть античный порт служил, как гавань для больших кораблей, а отсюда на маленьких судёнышках и лодках купцы доставляли свой товар уже и в Азак.

Интересные материалы сайта